| Ли Моттеу - Тай но хенко 2015-07-16, 12:11
ТАЙ НО
ХЕНКО. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КИХОН И АВАСЕ Сенсей часто говорит, что айкидо начинается с тай но хенко.
Тай но хенко – первая техника на каждой тренировке, она же и прародитель всех
остальных техник. Если вы делаете неправильно тай но хенко, то у вас будут
ошибки и в остальных техниках. Но это также значит, что исправив тай но хенко,
вы также исправите и остальные техники.
Давайте сравним два способа выполнения тай но хенко: кихон и ки но нагаре, и
начнем мы с кихон.
Вариант кихон начинается с того, что ваш партнер выполняет крепкий захват за
запястье на месте, не пытаясь оттолкнуть вас или вытянуть на себя, а только
стараясь удержать вас на месте. При этом для партнера остается важным сохранить
собственную сильную стойку без смещения своего положения.
Для вас (мы говорим о роли Шите, Тори, Наге, в зависимости от терминологии, к
которой вы привыкли) основная задача – оказаться рядом с партнером без
столкновения с ним. Поскольку партнер не движется и укрепил свое положение в
сильной стойке, вам потребуется выполнить вход и поворот вокруг определенной
точки (которая, как правило, расположена перед передней стопой Уке) с открытием
корпуса.
Выполнение тай но хенко способом ки но нагаре будет отличаться. В ки но нагаре
партнер не стоит на месте, а двигается нам навстречу. Именно из-за этого
встречного движения, мы не можем пройти сбоку от партнера, иначе мы вероятнее
всего столкнемся с ним. Представьте себе эстафету: когда один бегун передает
эстафетную палочку другому, они бегут не навстречу друг другу, а, приводя
скорости в соответствие, бегут в одном направлении.
Поскольку в ки но нагаре наш партнер направляется к нам, нужно просто принять
его движение и слиться с ним. Теперь центр нашего вращения больше не может
находиться перед стопой Уке, как это было в кихон. Поскольку Уке движется к
нам, эта точка будет постоянно перемещаться, и ее невозможно будет
использовать, как центр нашего вращения. Вместо этого в ки но нагаре центром
вращения становится общий центр наших с партнером тел. В процессе движения
партнера к нам, мы примем его движение, приведем скорость нашего поворота в
соответствие со скоростью входа партнера и развернемся лицом по направлению
движения партнера.
Когда мы изучаем ки но нагаре, важно обращать внимание на скорость движения
руки. Быстрое движение руки, препятствующее захвату партнером нашего запястья,
считается плохой формой и говорит об отсутствии понимания принципа «авасе».
Однако же, медленное движение руки позволит партнеру осуществить слишком
крепкий захват и, таким образом, помешать нашему развороту в верном
направлении.
И снова представьте эстафетный забег: если бегун, готовый принять эстафету,
побежит быстрее, чем передающий, то последний не сможет осуществить передачу.
Если же этот бегун будет двигаться слишком медленно, то команда потеряет
драгоценное время и вероятно проиграет весь забег. Получается, что бегун должен
откорректировать свою скорость таким образом, чтобы оставаться впереди
передающего ему эстафету, заставляя его приложить усилие и дотянуться до него
для передачи эстафетной палочки. На мой взгляд, вариант ки но нагаре должен
выполняться по такой же схеме – партнер должен постоянно тянуться, пытаясь захватить
ваше запястье, а ваше запястье должно быть достаточно близко, но все же вне
пределов досягаемости. Партнер должен чувствовать, что у него есть возможность
захвата, если же вы уберете руку слишком далеко от него, то он решит, что
возможность захвата потеряна и оставит попытку атаковать.
Сенсей описывает ки но нагаре как въезд на автомагистраль на машине: вы
приводите свою скорость в соответствие со скоростью других машин и вписываетесь
в общий поток.
top Home / статьи
|