Несколько недель назад на тренировке я делал котэ-гаеши на Физерсе. Я вложился в технику где-то процентов на 70 своих возможностей и услышал его вопль. Он рухнул, держась за свое запястье. Я очень сильно переживал, потому что едва не травмировал ему запястье. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь пропускал тренировки из-за моей небрежности. Кроме того, я был расстроен собственной неспособностью распознавать отсутствие слияния между нами. Я был слишком сосредоточен на своей технике, чтобы следить еще и за уке. «Плохо, Эдвардс! В следующий раз постарайся по-лучше. Вычти 12 баллов и подойди ко мне после тренировки!» «Хай, сенсей!» Однако, когда вновь наступила моя очередь, я объяснил Физерсу, как мы могли бы усовершенствовать нашу предыдущую попытку, и с удовольствием отмечу, что его падение стало гораздо лучше и не было настолько болезненным для него. Но, оглянувшись вокруг, я заметил, что у всех вас была та же проблема, что и у Физерса. Именно это заставило меня написать эту статью (спасибо Физерсу!) Многие ученики нашего клуба занимаются айкидо около двух лет и в результате прекрасно повышают свой уровень, а многие недавно получили 3-й кю (зеленый пояс): мои поздравления тем, кто успешно сдал экзамен в ноябре ( и особенно Стиву Нестеру, получившему 4-й кю (оранжевый пояс). Эта статья предназначена прежде всего для этих обладателей зеленых поясов и лучших из оранжевых. Чисто случайно она стала естественным продолжением моей предыдущей статьи «Укеми», вышедшей в 2004 году. Знаю, что это продолжение заметно задержалось, но я хотел быть уверенным в том, что вы окажетесь готовы извлечь из нее максимальную пользу для своей практики. Это вовсе не означает абсолютную бесполезность для начинающих. Попробуйте уже сейчас использовать хотя бы часть этой теории в своих тренировках, и постепенно, по мере развития вашего уровня айкидо, этог будет становиться все легче и легче. Стать более искусным в айкидо вовсе не означает, что вы должны всего лишь более уверенно нейтрализовывать атаку или чувствовать себя более комфортно, размахивая по сторонам палками. В экзаменационную программу на зеленый пояс включена «высокая страховка». На вашем уровне, чем больше вы тренируетесь с учениками высокого уровня в вашем клубе или с айкидоками из других клубов(например, на семинарах), тем чаще вам будет требоваться высокая страховка. Очевидно, некоторые ученики чувствуют себя более комфортно в таких падениях, они смелее(а может у них просто мозгов меньше, чем у других) или они более противоударные, чем остальные. Техника выполнения высокой страховки становится необходимостью для всех зеленых поясов (и некоторых оранжевых),и вы делаете ее достаточно хорошо во время отработки укеми на разминке. Следующая стадия(более трудная) – научиться делать страховку после выполненной на вас техники. Чтобы эффективно и без повреждений выполнить высокую страховку, вы должны научиться быть хорошим уке. Умение быть хорошим уке часто недооценивают, ему редко обучают, но оно может здорово помочь улучшить ваше айкидо. Основными составляющими умения принять мощную технику айкидоки высокого уровня, способности быть хорошим уке, удачно выполняющим высокую страховку, по-моему мнению являются: 1. СЛИЯНИЕ; 2. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; 3. РАССЛАБЛЕНИЕ; 4. ДЫХАНИЕ; 5. ДОВЕРИЕ.
Рассмотрим каждое из них в отдельности.
1. СЛИЯНИЕ. Об этом я уже писал в своей предыдущей статье. Очень важно, чтобы слияние было частью вашего айкидо. Если вы не используете слияние, ваше айкидо будет улучшаться гораздо медленнее, чем могло бы быть у уке, хорошо выполняющего слияние. Кто-нибудь может читал, слышал или, как новичок Луис, видел в нашем клубе как сенсей Джон демонстрировал на мне технику, и после комментировал: «Когда сенсей Джон выполнял на вас все те техники, это было превосходное зрелище. Вы вместе так плавно двигались, это очень сильно походило на танец». Луис попал в точку: айкидо в точности как танец. Есть даже великолепная книга с таким названием. Слияние начинается в тот момент, когда вы с партнером делаете поклон друг другу перед выполнением техники. Это как ключ к психике, духу и языку тела друг друга. Непринужденно держите целиком все тело партнера в поле зрения. Это поможет вам заметить малейшее движение уке или тори, момент его начала. Когда ваш уке начинает атакующее движение(например, цки или йокомен-учи) или тори вынуждает вас на встречное движение(например, шомен-учи), вы должны двигаться оба, сливаясь в единое целое. НЕ СОПРОТИВЛЯЙТЕСЬ! Если вы чувствуете, что теряете равновесие, восстановите его. Если вы его не восстановите, то окажетесь в разбалансе(например, перенесите свой центр тяжести, нагнитесь, балансируйте на одной ноге и т.д.). Зачем вашему партнеру заботиться о завершении техники, когда достаточно малейшего толчка, чтобы уронить вас на землю? Давайте взглянем правде в лицо: если бы это была реальная ситуация вне додзе, стали бы вы заканчивать прием, когда в нем нет необходимости? В додзе мы доводим технику до конца для взаимовыгодной практики, т.е. для отработки укеми и движений приема, для слияния и получения удовольствия от тренировки в духе айкидо. Поэтому, когда ваш партнер (тори) ведет – вы следуете; когда он двигается вперед – вы отступаете; когда он направляет вас влево – перенесите центр тяжести влево и т.д. Если вы обратите внимание на «хороших уке», то заметите, что все они следуют за тори маленькими шажками. Это дает возможность легче поворачиваться или менять направление движения, а также сохранять равновесие. Если вы перемещаетесь большими шагами, вы ПОТЕРЯЕТЕ РАВНОВЕСИЕ! Это также верно, как и то, что я сижу здесь в Гонконге, печатаю эту статью, потягивая виски, пока моя жена и дочь смотрят по телевизору какой-то китайский сериал про кунг-фу. Моя обманывать нет. Ваши большие размеры не могут быть оправданием:посмотрите на сенсея Пита, он прекрасный пример хорошего уке. Однако слияние вовсе не означает, что вы двигаетесь раньше чем вас поведут, или падаете от малейшего толчка, до того как техника по-настоящему воздействует на вас. Это основная причина, почему я не тренировался, когда работал за границей. Атаки многих моих уке( у некоторых из них были черные пояса) были неискренними, и иногда они начинали выполнять укеми раньше, чем я делал на них технику. Было ощущение, что это просто пустая трата времени, я никак не мог взять в толк, каким образом это поможет развить и улучшить мое айкидо. Если вы хорошо сливаетесь, это вам здорово поможет и улучшит ваше…
2. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Проблема, с которой я столкнулся во время той тренировки с Физерсом, заключалась в том, что мой уке в момент применения мною котэ-гаеши находился в неверном положении. Частично это была моя ошибка, потому что я отвлекся и оставил его сзади, а также его ошибка – он отстал, пропало слияние. Из-за этого его рука оказалась почти полностью выпрямленной и сделала выполнение высокой страховки практически невозможным. Когда мы отрабатываем высокую страховку в начале или конце занятия, кто из вас перебрасывает себя через прямую руку? Это действительно трудно, если вообще возможно без получения повреждений. Поэтому, в связи с целями этой статьи, этот вариант мы не будем рассматривать. Итак, чтобы оказаться в правильном положении: - Держите руку расслабленной и согнутой в локте. - Постарайтесь сохранить ощущение, будто вы подворачиваете локоть под себя или держите его как можно ближе к корпусу. - Поворачивайтесь лицом в направлении падения. Сделайте все возможное, особенно в котэ-гаеши, чтобы не начинать падение боком(некоторые находят такой способ естественным). Если вы воспользуетесь этими советами, ваше тело естественным образом окажется рядом с партнером, внутри его динамической сферы, что превратит вас обоих в единое целое в слитном движении. Возможно, самой трудной для большинства людей техникой в плане высокой страховки является шихо-наге(другим не нравится тенчи-наге, т.к. вы не можете видеть, куда падаете; третьим джуджи-наге, потому что вы не можете освободить руки для страховки). Шихо-наге – красивая техника, но падение от нее выглядит устрашающим, потому что прием выполняется на высоте плеча.О такой высокой страховке у неопытного человека возникает единственная мысль: «Черт побери! Как я смогу перебросить себя через руку, когда она так высоко?» На самом деле нет необходимости падать, когда техника выполняется на уровне плеча. Далее рука окажется в положении, где ослабевает рычаг на локтевой сустав, это будет уже на уровне живота (там же, где заканчивается первое субури). В этот момент вы и должны выполнить высокую страховку. Таким образом, падение происходит в завершающей фазе рубящего движения/техники. Помню, много лет назад сенсей Рэй Гардинер (тогда еще синий пояс) выполнял высокую страховку от шихо-наге сенсея Саджента. Это было очень красиво. Когда я присмотрелся, то понял, что перед броском Рэй оказывался настолько близко к сенсею, что его свободная рука, казалось, могла обхватить спину сенсея. Это движение эффективно приводило Рэя в динамическую сферу сенсея, вместо того, чтобы оказаться на его периферии, где пришлось бы бежать вокруг тела сенсея, для продолжения приема. С тех пор я делаю также, как сенсей Рэй, и этот способ никогда меня не подводил. На котэ-гаеши моя свободная рука часто захватывает или просто прикасается к предплечью моего партнера, чтобы легче развернуться лицом в направлении броска. Я заметил, когда сенсей Саджент делает котэ-гаеши на Сане, она перед укеми иногда хлопает его по спине. С этим ничего не поделаешь, учитывая мощь сенсея, но это демонстрирует, как она хорошо вливается в направление воздействия или падения. Когда вы падаете от ирими-наге, то постарайтесь обхватить своей ведущей рукой (ближайшей к вашему партнеру) плечо тори снизу, со стороны подмышки. Это поможет вашим бедрам скрутиться и убережет от падения на голову. Это также поможет избежать падения плашмя на спину и возможности сбить дыхание.
3. РАССЛАБЛЕНИЕ. С получением 3-го кю вы начинаете ощущать и осознаете, что расслабление играет ведущую роль в вашем дальнейшем развитии. В результате ваше айкидо будет требовать меньше усилий и принесет вам гораздо больше удовлетворения. Невозможно хорошо выполнить слияние или безболезненно сделать высокую страховку, если вы не расслаблены. Если ваше тело и ум расслаблены, вы автоматически войдете в слияние и таким образом быстрее займете правильное положение. Если вы хотите быть искренним в своих атаках (а на этом уровне пора бы уже быть), будьте сильным, но не используйте силу верхней части тела. Непонятно? Читайте дальше. Для статичных атак: крепкий захват с использованием прежде всего мизинца и безымянного пальцев (также, как вы должны держать оружие), мышц кисти и (как можно меньше) предплечья. Старайтесь сохранить плечи и бицепсы расслабленными. Это позволит верхней части вашего тела свободно двигаться. Для атак в динамике(например, цки, йокомен-учи): кисть руки напрягается только в момент контакта, не напрягайте полностью всю руку. Если бы боксеры и каратеки дрались напряженными руками, это было бы похоже на потасовку между Пиноккио и Капитаном Скарлетт – деревянно (извините за каламбур) и без намека на плавность. Если вы задумаетесь над этим, то осознаете правильность этого с практической точки зрения. Атакующий не собирается ограничиться одним ударом, закончив его напряженной рукой. Сразу после нанесения удара он расслабится, чтобы быть готовым к следующему удару. Чему мы, айкидоки, стремимся научиться – как нейтрализовать этот первый удар, чтобы было невозможно нанести второй. Еще одно преимущество состояния расслабленности – падения перестают быть болезненными (ну разве что совсем чуть-чуть). Насколько хватит вашей выносливости, вы сможете продолжать падать, подниматься и падать вновь (небольшое предостережение – высокие страховки очень утомительны). Болевые контроли также становятся менее болезненными. Расслабившись, вы обнаружите, что все ваше тело, ваши суставы станут более гибкими и выносливыми.
4. ДЫХАНИЕ. Выдох помогает расслабиться. Общепризнанно, если вы хотите выполнить сильный захват, вы его начинаете с выдоха. Но как только захват взят, вы почувствуете, что можете расслабиться и сохранять захват, используя лишь мышцы нижней части руки, кисти и пальцев. В динамике уке трудно поддерживать постоянный уровень физической силы на протяжении всей техники. Как только мы стараемся сохранить свое равновесие, мы расслабляемся, чтобы позволить своему телу перемещаться. Во время отработки техники кихон, сила должна использоваться только по указанию вашего сенсея (или просьбе партнера). НИКОГДА, НИКОГДА, НЕ ЗАДЕРЖИВАЙТЕ ДЫХАНИЕ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИКИ, ПАДЕНИЯ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛЕВОГО УДЕРЖАНИЯ!
5. ДОВЕРИЕ. Какая самая страшная мысль приходит в голову уке во время отработки любых кокю-наге или джию-ваза? Ставлю что-угодно – все вы считаете самым страшным то, что, начиная атаковать, вы понятия не имеете, какую технику партнер собирается применить, или как он будет ее делать (мягко или в полную силу; бросок или удержание; омотэ, ура или хенка; будет ли использовать атеми и т. д.). На среднем уровне очень трудно оставаться в такой ситуации расслабленным. Вы хотите заранее приготовиться к падению, потому что не желаете получить повреждения. Чтобы их избежать, вы стараетесь быстрее сообразить, какую технику на вас собираются выполнить, и готовитесь умом и телом принять то, что вас ожидает. Сложность в том, что многие техники айкидо имеют в той или иной части одинаковые движения. Это и делает айкидо уникальным, изменчивым, приспосабливающимся, с бесконечным числом вариаций. Великолепно! Но, к сожалению, это в то же время делает очень трудным попытку предугадать или распознать выполняемую технику. НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, Я УВЕРЕН, ЧТО МНОГИЕ ИЗ ОБЛАДАТЕЛЕЙ ВЫСОКИХ УРОВНЕЙ МОГУТ ВАМ ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО ИСПЫТЫВАЮТ НА ТРЕНИРОВКАХ ТЕ ЖЕ ТРУДНОСТИ. В связи с этими трудностями, вы должны довериться своему тори (конечно, за исключением тех случаев, когда он слишком неопытен и вообще не знает, что делать) и позволить своим уму и телу расслабиться и стать пустотой. Я рекомендую, когда ваш партнер дает вам понять, какую атаку он хочет получить, выполните ее на 100% искренне. Тори просит риоте-ката-дори: не атакуйте в пол-силы, расслабленно приближаясь с широко расставленными руками. Чего вы хотите? Обнять его? Схватите его за плечи так, будто хотите прижать его к стене. Он просит цки: нанесите удар прямо в него, и пленных не брать! Неискренняя атака предоставляет тори то с чем приходится считаться. Если нет никакой угрозы, зачем беспокоиться об уходе с линии атаки и выполнении техники? НА ВАШЕМ УРОВНЕ ТЕПЕРЬ ВЫ ВЫПОЛНЯЕТЕ ТЕХНИКИ С БОЛЬШЕЙ МОЩЬЮ И ЭНТУЗИАЗМОМ. ЭТО ОДИНАКОВО ОПАСНО И ДЛЯ ВАС, И ДЛЯ ВАШЕГО ПАРТНЕРА НЕ БЫТЬ ПРЕДЕЛЬНО ИСКРЕННИМ В АТАКЕ. Если атака уке слишком сильна или быстра, попросите партнера атаковать мягче или помедленнее. Пусть сила и скорость атаки увеличиваются постепенно, в соответствии с вашими способностями и уверенностью. Уке может оставаться искренним, даже атакуя несильно и медленно. Если вы чувствуете, что не можете доверять своему партнеру в качестве уке или тори, уменьшите свой энтузиазм и делайте вместо высокой страховки обычное укеми, выполняйте технику медленно, чтобы иметь возможность анализировать ситуацию, «чувствовать» технику или отмечать возможности усовершенствовать свою технику.
Ну вот вкратце и все. Поможет ли вам это или нет? Прошу прощения, но выразить все свои мысли на двух-трех страницах просто невозможно. Я надеюсь, что эти строки помогут вам стать лучше в качестве уке, и тем самым улучшать ваше айкидо. ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТ: ВСЕГДА, ВСЕГДА УВАЖАЙТЕ СВОЕГО УКЕ ИЛИ ТОРИ, И ПОСТОЯННО СЛЕДИТЕ ЗА ВСЕМИ ОСТАЛЬНЫМИ АЙКИДОКАМИ ВОКРУГ. Большинство из вас гораздо моложе меня, но не считайте свою выносливость безграничной. Усталость опасна. После большого количества падений наступает момент, когда ваше тело не может угнаться за вашим духом и энтузиазмом. Прислушивайтесь к своему телу и обуздывайте соответственно свой энтузиазм. Не торопитесь или отдыхайте почаще. Слишком много травм в айкидо получают ученики среднего уровня в результате чрезмерного энтузиазма. Если вы видите, что некуда падать, остановите своего партнера и подождите, пока место освободится или попытайтесь изменить направление броска. Помните, что если вы получите травму, пройдет много времени, прежде чем вы сможете возобновить тренировки. Возможно, вы поймете, что отброшены настолько, что посчитаете слишком трудным вернуться туда, где вы «отстали от поезда», и не сможете продолжить свое путешествие оттуда же, где вы из-за травмы вынуждены были сделать перерыв! Получайте удовольствие от тренировок! До встречи на татами! Если вам нужна помощь или совет, не стесняйтесь спросить сенсеев Пита или Джона, или кого-либо из старших учеников.